Хладагент - R32.
Хладагент - R32.
Интерес в использовании R32
Хладагент HFC32, также известный как R32, - это чистый фторсодержащий хладагент (дифторметан – химическая формула CH2F2), выпущенный после Киотского Протокола 1997 года. В настоящее время рынок кондиционирования воздуха становится все сильнее заинтересован в хладагенте HFC32, как в наиболее экологичном из предложенных (смотри обзор Европейской нормы F-GAS 842/2006, введенной в Европейской Экологической Комиссии 11/2011 и находится в стадии согласования). Он обладает следующими характеристиками: Низкий GWP (Global Warming Potential – Потенциал глобального потепления); Низкий уровень заправки хладагентом; Высокая энергетическая эффективность. Основываясь на этом, хладагент R32 с уверенностью может стать заменой HFC-410A.
Самым сомнительным аспектом использования R32 является его «ограниченная» воспламеняемость. По классификации стандарта безопасности ASHRAE#34, R32 присвоен класс A2L (между A1 и A2), а это значит: Не токсичен для людей; Низкая скорость распространения пламени (менее 10 см/с). На практике «низкая скорость распространения пламени» означает, что смесь воздуха с R32 в составе с наиболее низким пределом воспламеняемости (LFL) не взорвется, а лишь воспламенится при зажигании (в том числе от искры), это требует менее строгих правил для его использования.
Преимущества фреона R32:
- Экологичность – в R32 потенциал глобального потепления снижен на 65%, чем в хладагенте R410А, следовательно, новый фреон значительно в меньшей степени негативно влияет на окружающую среду.
- Более низкая вязкость и плотность R32 – однокомпонентный дифторметан менее плотный (на ~30%), чем R410А, а значит, потери давления в холодильном контуре снижаются и суммарная энергоэффективность кондиционера или системы повышается на 5%.
- Лучшая теплопроводность R32 повышает холодопроизводительность на 4%.
- Однокомпонентность нового хладагента позволяет дозаправлять установки при необходимости в независимости от того, сколько фреона ещё осталось в контуре.
- Слабогорючий и нетоксичный - по стандарту ASHRAE 34 и качественным нормативам ISO 817 фреон R32 относится к классу A2L, т.е. не наносит вреда человеку, если концентрация составляет меньше 400 ppm.
-
Пожаробезопасность – R32 имеет низкую скорость горения (6,7 см/сек). К возгоранию смеси может привести только крайне неосторожное обращение с фреоном и несоблюдение техники безопасности. За счёт медленного горения взрыв фреона в нормально вентилируемом помещении и в условиях неограниченного объёма невозможен.
R32 GWP ниже, чем у R410A (675 против 2088). Энергоэффективность немного выше. Технология и затраты на том же уровне, оборудо- вание относительно недорогое в производстве. Нетоксичен, но относится к слабогорючим газам с низкой скоростью горения, для работы с ним следует незначительно обновить набор инструмента и строго соблюдать установленную процедуру монтажа.
Наглядное сравнение показателей нового хладагента R32 и его предшественников R410А и R22 отражено в таблице ниже.
R32 |
R410A |
R22 |
|
Категория |
ГФУ |
ГФУ |
ГХФУ |
Формула |
CH2F2 |
CH2F2 / CHF2CF3 |
CHClF2 |
Состав (% по массе) |
– |
R32/R125 (50/50) |
– |
Температура кипения (°C) |
-51,7 |
-51,5 |
-40,8 |
ОРП |
0 |
0 |
0,055 |
ПГП |
675 |
2100 |
1810 |
Масло |
Синтетическое |
Синтетическое |
Минеральное |
Правила работы с фреоном R32
Даже несмотря на то, что R32 может относительно безопасно воспламеняться и крайне редко представлять угрозу взрыва, несомненно, следует соблюдать основные правила безопасности при работе с хладагентом:
- Обеспечить хорошую и исправную вентиляцию в рабочем помещении.
- Необходимо изолировать напольное покрытие пот проникновения фреона в щели. R32 - тяжёлый газ, который легко заполнит щелевые отверстия в полу.
- При пайке холодильного контура в нем не должно находиться остатков фреона. При нагревании хладагент превращается в ядовитый газ, опасный для жизни человека.